ДЛЯ «ЖЕЛТЫХ» — ВСЕГДА ЗЕЛЕНЫЙ!

Известно, что в соответствии с п. 18.2 ПДД на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств запрещаются движение и остановка других транспортных средств. Исключение из этого правила составляют школьные автобусы, легковые такси и велосипедисты.

Однако значительная часть постановлений по делам об административных правонарушениях выносится в отношение водителей такси именно по ч. 1.2. ст. 12.17 КоАП за нарушение положений п. 18.2 ПДД.

Существует две основные причины, приводящие к вынесению ошибочного постановления:

  1. Технический сбой в работе систем автоматической фиксации правонарушений.
  2. Бюрократические проволочки. Нередки случаи, когда постановления выносятся инспекторами ГИБДД в тот момент, когда, получив разрешение, водитель уже приступил к работе в такси, однако информация о выданном разрешении еще не внесена в специальный Реестр уполномоченным органом, ответственным за выдачу таких разрешений (например, Департаментом транспорта города Москвы, Министерством транспорта Московской области).

Информационные базы ГИБДД, предназначенные для работы систем фото- и видеофиксации дорожных правонарушений, основаны на сведениях данного Реестра, а потому автоматическое оборудование не делает исключений для водителей такси, получивших разрешение на перевозку незадолго до совершения вменяемого правонарушения.

Но легко ли отменить постановление, вынесенное в отношение водителя такси, попавшего в такую ситуацию?

Мы проанализировали действующее законодательство и актуальную судебную практику и определили состав максимально полного комплекта документов, наличие которого позволит водителю такси отстоять свои интересы в суде.

1. ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ВОДИТЕЛЬ ВСЕГДА ОБЯЗАН ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ В СООТВЕТСТВИИ С П. 2.1 ПДД:

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • паспорт транспортного средства;
  • страховой полис с отметкой об использовании автомобиля в качестве такси.

2. ДОКУМЕНТЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ АВТОМОБИЛЯ К ЛЕГКОВОМУ ТАКСИ:

  • разрешение на перевозку пассажиров и грузов легковым такси;
  • трудовой договор с водителем транспортного средства;
  • договор аренды или лизинга транспортного средства.

Кроме того, в ряде случаев водителю могут понадобиться документы, свидетельствующие о реальном исполнении указанных выше договоров — доказательства выплаты заработной платы водителю, уплаты налогов и перечисления страховых взносов, а также доказательства внесения арендных платежей. Это могут быть копия трудовой книжки, справка 2-НДФЛ, копии платежных поручений на перечисление арендных платежей и т.п.

Указанные нюансы обусловлены тем, что попытка государства проконтролировать рынок пассажирских перевозок (отсечь нелегальных перевозчиков, проконтролировать маршруты, сделать понятным налогообложение) привела к ограничению круга лиц, имеющих право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов легковым такси — в настоящее время разрешение может быть выдано исключительно юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Реакцией на такие изменения стало появление большого числа по большому счету фиктивных компаний, не имеющих собственной диспетчерской службы, водителей и автомобилей, а специализирующихся исключительно на возмездном оформлении разрешений на перевозку пассажиров легковым такси.

В силу указанных обстоятельств, суды, поддерживая позицию органов ГИБДД, просят водителей доказать, что они действительно работают в тех компаниях, от имени которых получено разрешение, а не осуществляют самостоятельный поиск клиентов при помощи электронных сервисов.

3. ДОКУМЕНТЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРА В МОМЕНТ ФИКСАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ:

Действующее законодательство не содержит таких требований, однако судами выработана позиция, согласно которой водитель, которому вменяется правонарушение по ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ, обязан доказать факт осуществления перевозки пассажира в момент фиксации предполагаемого правонарушения. При этом в качестве надлежащих доказательств суды учитывают:

  • путевой лист;
  • квитанции в форме кассового чека или бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату проезда пассажиром;
  • выписку из журнала регистрации вызовов диспетчерской службы, подтверждающую получение заявки от пассажира.

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ И СВЕДЕНИЯ О ЕГО ПРЕДШЕСТВУЮЩЕМ ОБЖАЛОВАНИИ (ПРИ НАЛИЧИИ):

Само постановление по делу об административном правонарушении должно быть приложено к жалобе обязательно (в случае, если оно было утеряно или не получено водителем, необходимо заявить ходатайство о его истребовании в ГИБДД).

К жалобе на постановление также могут быть приложены решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление и решение районного суда по жалобе на постановление (при наличии).

5. ИНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

В качестве иных доказательств по делу могут быть использованы показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации вменяемого правонарушения, а также любые иные сведения и документы, которые, на Ваш взгляд, могут повлиять на положительный исход дела.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ И ОБОРУДОВАНИЮ ТАКСИ:

Важным моментом является то, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, должны иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, а на крыше — опознавательный фонарь оранжевого цвета.

При этом наличие либо отсутствие цветографической схемы – вопрос весьма сложный, поскольку ракурс фотосъемки в большинстве случаев не позволяет рассмотреть боковые поверхности кузова автомобиля, а вот отсутствие опознавательного фонаря на крыше такси является безусловным основанием для отказа в удовлетворении Вашей жалобы.

Легковое такси должно также соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законом субъекта Российской Федерации, в котором получено разрешение. Федеральное законодательство такие требования не устанавливает, но, например, согласно п. 1 ч 2 ст. 4 Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 г. N 77-ЗРТ «О перевозках пассажиров и багажа легковыми такси на территории республики Татарстан» легковое такси должно иметь желтый или белый цвет кузова.

В случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси легковое такси должно быть оборудовано таксометром. Избежать вопросов относительно установки таксометра поможет наличие в автомобиле карточки водителя с утвержденными фиксированными тарифами на перевозку.

Итак, мы видим, что отмена незаконного, на первый взгляд, постановления о привлечении к административной ответственности — вопрос весьма сложный. Тем не менее, судебная практика складывается весьма противоречиво. Несмотря на перечисленные нюансы, большинство судей при разрешении данной категории дел в первой инстанции принимают решение в пользу водителя при наличии действующего разрешения, страхового полиса, путевого листа и документов, подтверждающих оплату проезда пассажиром.

Однако при апелляционном обжаловании суд зачастую начинает детальный поиск недостатков комплекта документов, представленного водителем.

Тем не менее, на наш взгляд, попытаться обжаловать постановление хотя бы в первой инстанции стоит даже тем водителям, которые не могут похвастаться достаточной дисциплиной при ведении документации.

Если же Вы щепетильно относитесь к вопросам документального оформления, то зеленый свет Вам без сомнения обеспечен.

Хорошего дня и удачи на дорогах!

© Ушанова Анна. Ведущий юрист Юридического бюро «ARS BONI»

2017© Юридическое бюро "ARS BONI". 121609, Москва, Рублевское ш., д. 48/1, оф. 410 Тел. +7 (495) 123-38-66
Копирование информации с сайта и ее размещение возможно только со ссылкой на данный ресурс с письменного разрешения администрации сайта.

Разработка и продвижение сайта SEO Person